Парез мягкого неба

Лечение паралича гортани

Парез мягкого неба

[Паралич гортани] (парез гортани) – это состояние, при котором нарушена функция гортани. Выражается это в полной невозможности естественного движения одной или сразу двух ых связок.

Происходит это из-за нарушения иннервации (снабжения органов и тканей нервами) мышц гортани или из-за их патологии. При этом возможна частичная или полная утрата голоса или, что наиболее опасно, асфиксия (удушье).

Среди серьезных заболеваний дыхательной системы паралич (парез) гортани занимает второе место.

Источник: https://bronkhi.ru

Чтобы лучше понять механизм заболевания и чем оно опасно, рассмотрим строение гортани и ее основные функции в организме человека.

Прочитайте так же: Чем лечить стеноз гортани у детей

Функции гортани

Гортань соединяет друг с другом глотку и трахею и содержит ые связки. Когда человек молчит, ые связки разомкнуты. При разговоре, пении они смыкаются.

Во время шепота связки  не смыкаются полностью: в середине остается маленький просвет.

В организме человека гортань выполняет следующие функции.

Дыхательная

Гортань регулирует воздушный поток, который проходит через нее благодаря тому, что ая щель сужается и расширяется. Через гортань воздух поступает в нижние дыхательные пути.

Защитная

Слой мерцательного эпителия (клетки с движущимися ресничками) покрывает слизистую оболочку гортани.

При попадании пыли и мелких частиц пищи реснички двигаются волнообразно в одном направлении (как колоски пшеничного поля при порыве ветра) и выталкивают ненужный компонент наружу, предотвращая его попадание в бронхи и легкие.

Голосовая щель рефлекторно захлопывается. С одной стороны, она защищает дыхательные пути от проникновения чужеродного тела, но с другой стороны это, в свою очередь, может привести к удушью.

Голосообразовательная

Поток воздуха, который выдыхается из легких, проходит через гортань. Голосовые связки начинают вибрировать (смыкаться – размыкаться), вследствие чего формируется звук.

Сила звука зависит от интенсивности выдыхаемого воздуха, сопротивления ых связок  и размаху их колебания.

Виды паралича гортани

По природе образования паралич гортани может быть:

  • Миопатический. В этом случае происходит атрофия мышц гортани из-за отмирания нервных окончаний.
  • Нейропатический. Имеет два вида: 1)периферический – при нем поражается двигательный возвратный нерв из-за инфекций или травм; 2) центральный, когда повреждены центры в головном мозге.
  • Функциональный. Когда нарушается работа головного мозга и появляется дисбаланс между процессами покоя и возбуждения.

Источник: https://bronkhi.ru Прочитайте так же: Отчего болит горло — причины и опасности

По количеству парализованных связок паралич делится на:

  • Односторонний паралич, когда одна ая связка сохраняет полную неподвижность при вдохе и при разговоре (фонации). Она принимает полуоткрытое состояние. Связки полностью не смыкаются, ая щель пропускает воздух. В результате образуется только шепот. Но часто здоровая ая связка со временем может зайти за среднюю линию, и тогда она смыкается с парализованной. За счет этого происходит восстановление голоса, но он становится очень слабым.
  • Двусторонний паралич. При этом две связки парализованы, и многое зависит от того, насколько сильно поражен возвратный нерв и его ветви, которые приводят в движение разные мышцы ых связок.

При полном поражении возвратного нерва связки не могут сомкнуться, и происходит утрата голоса (полная афония).

Источник: https://bronkhi.ru

Если поражены отдельные ветви возвратного нерва, то связки могут не смыкаться до конца, и голос становится хриплым, пациенту приходится прикладывать достаточные усилия для голосообразования.

Если будет парализована мышца, расширяющая ую щель, то это может повлечь за собой ухудшение дыхания и даже  удушье, т.к. ые связки не размыкаются.

Клиническая картина заболевания

Паралич (парез) гортани имеет основные симптомы: изменение голоса и разлад дыхания. Рассмотрим более подробно, в чем это заключается.

  • Изменение голоса: появление хрипоты, дребезжания, сиплости, изменение тембра и громкости (переход на шепот).
  • Быстрая утомляемость голоса во время разговора.
  • Потеря голоса (при двустороннем параличе связок).
  • Одышка даже в спокойном состоянии и при небольших физических нагрузках.
  • Сбивчивое дыхание.
  • Синюшность пальцев рук и лица.
  • Изменение кровяного давление (повышение или его понижение).
  • Нарушение глотания. Т.к. паралич (парез) гортани сковывает ые связки, жидкость и пища часто попадают в трахею (в народе говорят: поперхнуться).

Познакомьтесь с полной версией статьи здесь:

Источник статьи: https://bronkhi.ru/lechenie-paralicha-gortani/

Отчего возникает патология

Миопатический паралич имеет следующие причины возникновения.

  • Воспалительные процессы (ларинготрахеит).
  • Инфекции (грипп, дифтерия, туберкулез).
  • Высокая физическая нагрузка на гортань (у певцов, лекторов).
  • Длительные разговоры на холоде, в загазованном или запыленном пространстве.
  • Период полового созревания.
  • Врожденная слабость гортанных мышц.

Источник: https://bronkhi.ru Прочитайте так же: Как лечить стеноз гортани у взрослых

Нейропатический паралич возникает по причинам:

  • Травмы гортани.
  • Опухоли на шее, в груди, в пищеводе, которые могут сдавливать двигательные нервы.
  • Инфекции (дифтерия, ОРВИ, грипп, сифилис и др.).
  • Заболевания головного мозга (инсульт, опухоль, гумма, множественный склероз).
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Истерия, психопатия.
  • Стрессы, сильные переживания.

Функциональный паралич может проявиться по следующим причинам:

  • Сильное психо-эмоциональное перживание.
  • Респираторные заболевания.

Терапия недуга

Как только проявились первые симптомы паралича (пареза) гортани, необходимо начинать лечение.

Основное лечение паралича гортани направлено на устранение причины его возникновения, а также на лечение симптомов заболевания.

Этиологическое лечение

Лечение направлено на то, чтобы были устранены причины, вызвавшие паралич (парез) гортани.

Применение антибиотиков и противовирусных препаратов устраняют инфекции.

Элементарный отдых для ых связок при большой нагрузке на них.

Хирургическое удаление опухолей, которые оказывают сдавливающее действие на нервные окончания возвратного нерва (в щитовидной железе, на шее).

Устранение болезней головного мозга (опухолей, инсультов и т.д.)

Прием сосудистых препаратов и ноотропов (лекарств, оказывающих воздействие на высшие функции головного мозга) после черепно-мозговых травм и последствий инсульта.

Источник: https://bronkhi.ru

Познакомьтесь с полной версией статьи здесь:

Источник статьи: https://bronkhi.ru/lechenie-paralicha-gortani/

Использование психотропных средств (нейролептики, транквилизаторы, антидепрессантыи т.д.) при истерии и пережитых сильных психо-эмоциональных сосотяний.

Использование нейропротекторов и витаминов группы В.

Нейропротекторы направлены на защиту нервных клеток от негативных факторов.

Используются при неврите возвратного нерва (воспаление одной или нескольких его веток).

Применение биогенных стимуляторов и стимуляторов мышечной активности (АТФ, алоэ, прозерин). Назначается при миопатической природе паралича гортани.

Симптоматическое лечение паралича гортани

Такое лечение направлено на то, чтобы гортань восстановила свою подвижность, а также на то, чтобы утраченные ею функции были компенсированы.

  • Физиотерапия. Здесь предполагается использование: электростимуляции, лекарственного электрофореза, магнитотерапии, массажей, рефлексотерапии и т.д. Физиотерапевтическое лечение показано при всех видах парезов гортани.
  • Хирургическое лечение в неотложном порядке проводится при асфиксии пациента. Это может быть трахеотомия или трахеостомия.

Иногда ые связки принудительно смещают в нужное положение хирургическим путем (тиропластика).

Источник: https://bronkhi.ru

Реиннервация гортани – восстановление снабжения органов и тканей нервами с помощью хирургии.

Для восстановления нормального положения парализованной ой складки применяется  имплантанционная хирургия.

В глубокие слои парализованной ой связки под наркозом вводят тефлоновую или другую пасту. Она играет роль основы для последующей пластики наружных слоев. Лечение паралича гортани должно быть последовательным и этапным.

После прохождения медикаментозного лечения или хирургического вмешательства пациенту необходима помощь фониатора для прохождения фонопедических занятий.

Задача этих занятий заключается в выработке правильной фонации и фонационного дыхания, или проще говоря, конечная цель – восстановление голоса при парезах и параличах гортани.

Упражнения для восстановления голоса

«Дутье в губную гармошку». В течение 1 мин пациент должен потихоньку дуть, вбирая и выдувая воздух на одном звуке. Упражнение повторяется восемь-десять раз в день. Такое упражнение массирует гортань, увеличивает маневренность здоровой связки и несколько активизирует парализованную.

Источник: https://bronkhi.ru

Познакомьтесь с полной версией статьи здесь:

Источник статьи: https://bronkhi.ru/lechenie-paralicha-gortani/

Дыхательные упражнения включают в себя следующий комплекс.

  • Вдохнуть быстро носом и выдохнуть медленно носом;
  • Вдохнуть через нос, выдохнуть ртом;
  •  Вдохнуть ртом, выдохнуть через нос;
  •  Вдохнуть и выдохнуть одной половиной носа, затем другой;
  •  Вдохнуть одной половиной носа, выдохнуть другой, затем поменять роли;
  •  Вдохнуть носом, выдохнуть медленно носом с усилием в конце;
  •  Вдохнуть носом, выдохнуть сжатым ртом;
  •  Вдохнуть носом, выдохнуть носом толчками.

Каждое упражнение делать по 4-5 раз 6 раз в день).

Упражнения для укрепления мышц шеи, наружных и внутренних мышц гортани (делать 6 раз в день по 4-5 повторений).

  • Необходимо сесть.
  •  Исходное положение (ИС) – руки сложить на затылке в замок. Отклонить голову назад, при этом руки оказывают небольшое сопротивление.
  •  ИС – кисти сжать в кулак, упереться в подбородок. Голову наклонять вперед, руки дают легкое сопротивление.
  •  ИС – уши прикрыть ладонями. Голову наклонять к плечам, руки слегка сопротивляются наклонам.
  •  Нижняя челюсть движется вперед, вниз, в стороны. Сжимать челюсть.
  •  Надувать щеки.
  •  Кончиком языка достать мягкое небо.
  •  Поднимать мягкое небо при зеве.

Регулярное выполнение этих упражнений приводит к скорейшему выздоровлению.

Источник: https://bronkhi.ru

Голосовые упражнения. При них тренируется кинестезия и координация ого аппарата.

  • Произнесение звука «м». Произносить звук следует кратко. При этом гортань остается в спокойном положении. Как только звук начнет хорошо получаться, можно переходить к следующим упражнениям.
  • Слоги со звуком «м». Со звуком «м» следует слитно произносить слоги с гласными: ма, мо, му и т.д.
  • Гласные со звуком «й»:   ай, ой, юй и т.д. При этом гласный произносится кратко и твердо, а «Й» – протяжно.
  • Гласные с гласными. Гласные звуки произносятся в различных комбинациях: ао, ауи, уою и т.д.
  • Если все задания выполняются без труда, то этот этап считается законченным.

Закрепление восстановленного голоса

Слова с первым ударным слогом. Подбираются и произносятся слова, которые имеют первый ударный слог «ма», «мо», «мы» и т.д. (например, маска, моль, мышка, муза и др.).

  • Чтение стихов и прозы.
  •  Занятие вокалом. Очень хорошо помогает закрепить восстановленный голос.

Лечение по восстановлению голоса длиться 2-4 месяца.

Чем раньше оно начато, тем больше шансов вернуть голос.

Надеемся, что такое неприятное и опасное заболевание, как паралич гортани, Вы никогда не познаете. Оставайтесь всегда здоровыми, жизнерадостными и поющими!

Познакомьтесь с полной версией статьи здесь:

Источник статьи: https://bronkhi.ru/lechenie-paralicha-gortani/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cebe3b93ee40b00b31c0aec/5e09cf5ac31e4900b0909848

Парез мягкого нёба

Парез мягкого неба

  • … развитие синдрома острого вялого тетрапареза (ОВТ) в практике невролога является неотложным состоянием, требующим выяснения причины и принятия…
  • Возбуждение и тревога могут возникать у больных лю бого возраста, находящихся в отделении реаниматологии. Эти нарушения встречаются как минимум…
  • СПРАВОЧНИК НЕВРОЛОГА Ожирение – это хроническое заболевание, гетерогенное по этиологии и клиническим проявлениям, прогрессирующее при…
  • СПРАВОЧНИК НЕВРОЛОГА В силу специфики узкопрофессиональной подготовки врачи достаточно часто недооценивают влияние торакалгических…
  • СПРАВОЧНИК НЕВРОЛОГА … зрительные агнозии могут наблюдаться в клинике многих заболеваний и травм головного мозга, однако они до сих пор…
  • Абсолютное большинство пациентов с острой церебральной недостаточностью [ОЦН] (вследствие инсульта, черепно-мозговой травмы, спинномозговой…
  • это его «химическое оружие» – яд, содержащий нейротоксины белковой природы По разным данным отряд пауков насчитывает от 20 тыс. до 50 тыс.…
  • ПСИХИАТРИЯ ДЛЯ НЕВРОЛОГА: попытка описать новый клинический феномен Введение. Соматоформные расстройства (СФР) являются [ !!!] актуальной…
  • СПРАВОЧНИК НЕВРОЛОГА Промежность (perineum) – это область между [нижним краем] лобкового симфиза [точнее дугообразной связкой лобка]…

Сирингомиелия (СМ, греч. syrinx – трубка, упоминается в научных литературных трудах ХІХ столетия под названием «болезнь Морвана») – это хроническое заболевание нервной системы, характеризующееся образованием ликворных полостей в спинном мозге, в некоторых случаях переходящих на продолговатый мозг. Распространенность СМ составляет 8 – 9 на 100 000 населения (СМ встречается повсеместно, но неравномерно, даже в пределах малых территорий). В настоящее время СМ считают не отдельным заболеванием, а скорее синдромом, причиной которого могут быть как врожденные кранио-вертебральные аномалии, сопровождающиеся нарушением ликвородинамики, так и приобретенные заболевания (чаще опухоли большого затылочного отверстия и спинного мозга, травмы). Но чаще полости являются врожденными и начинают увеличиваться в подростковом или юношеском возрасте (при этом развитие полостей в спинном мозге обычно опережает клинические проявления – средний возраст дебюта клинических проявлений СМ составляет 30 лет).Несмотря на длительный период изучения СМ (первое описание болезни дано в 1824 году французским врачом Оливье д’Анже) многие вопросы этиологии и патогенеза (а также клинических проявлений, диагностики и особенно лечения) данного заболевания остаются предметом оживленных дискуссий. Считают, что важную роль в развитии СМ играет дефект эмбрионального развития нервной ткани, который заключается в запоздалом смыкании зародышевых листков при образовании медулярной трубки и неправильном формировании его шва (дизрафия), что во время развития организма проявляется дизрафическим состоянием (status dysraphicus). В настоящее время ведущей патогенетической концепцией сирингомиелии является следующая теория: затруднение оттока ликвора из большой затылочной цистерны в спинальное субарахноидальное пространство приводит к гидродинамическим ударам систолической ликворной волны из IV желудочка в стенки центрального канала спинного мозга, что ведет к его расширению (на фоне дизрафии) и образованию сиринго-миелической полости (СМ-полости).

Широкое внедрение в практику методов неинвазивной нейровизуализации, особенно магнитно-резонансной томографии (МРТ), позволило проводить диагностику СМ на ранней стадии, а также открыло новые перспективы для изучения ее патогенеза. Установлено, что:

во-первых, СМ является вторичным процессом;

во-вторых, в основе СМ, независимо от ее этиологии, обычно лежат нарушения ликвородинамики вследствие блока субарахноидального пространства на уровне большого затылочного отверстия (БЗО) или спинномозгового канала;
в-третьих, развитие СМ, в отличие от интрамедуллярных постнекротических непрогрессирующих кистозных образований, является динамичным процессом: продольный отек спинного мозга, обозначаемый как «пресирингс», предшествует полосте-образованию, а прекращение действия механизма заполнения полости приводит к ее коллапсу.

Современная систематизация полостей при СМ включает следующие формы патологии:

[1] – сообщающаяся СМ (дилатация центрального канала, сообщающаяся с 4 желудочком); [2] – несообщающаяся СМ, включающая: [2.1] центральные и парацентральные полости, [2.2] первичные паренхимальные полости;
[3] атрофические полости (сирингомиелия ex vacuo);
[4] неопластические полости.

Классификация СМ, построенная по этиологическому принципу, включает в себя:

■ сирингомиелию вследствие аномалий развития задней черепной ямки (аномалия Киари [наиболее часто], базиллярная импрессия, арахноидальные кисты в области большой затылочной цистерны);

■ посттравматическая СМ;
■ СМ, сопутствующая опухолям спинного мозга;
■ СМ вследствие перенесенного спинального менингита и арахноидита;
■ идиопатическая СМ, не связанная с вышеперечисленной патологией;■в последние годы в эту классификацию включены стеноз позвоночного канала дискогенной природы на шейном уровне и крупные очаги демиелинизации в спинном мозге при рассеянном склерозе.

Таким образом, круг этиологических факторов позволяет разграничить СМ, которая связана с краниальными факторами и со спинальными факторами, а также разграничить СМ на идиопатическую (истинную) и вторичную (СМ как клинико-патоморфологический синдром, этиология и патогенез которого бывают различными). В большинстве случаев (до 70%) СМ обусловлена конгенитальной (то есть присутствующей при рождении, врожденной) патологией на уровне кранио-вертебрального перехода, главным образом, мальформацией Киари 1 типа (МК1). СМ-полость располагается в большинстве случаев в шейном или шейно-грудном отделах спинного мозга и может распространяться на продолговатый мозг (сирингобульбия). В стенках полости часто отмечается разрастание глиальной ткани – глиоз, – как следствие повышенного давления жидкости в СМ-полости.

Неврологическая симптоматика СМ складывается из чувствительных, двигательных, вегетативно-трофических расстройств и болевого синдрома. На начальной стадии заболевания болевой синдром может являться ведущим в клинической картине.

В дебюте отмечаются боли тянущего и ноющего характера в шейно-плечевой области и верхних конечностях, реже в спине и в ногах. Возникновение боли обусловлено поражением задних рогов спинного мозга.

В более поздних стадиях заболевания болевой синдром может быть связан со вторичными дегенеративными изменениями суставов позвоночника и конечностей.

Наиболее ранним клиническим симптомом развития СМ в детско-юношеском возрасте является сколиотическая деформация позвононика, выявляющаяся во всех его отделах.

В данной возрастной группе частота поражения опорно-двигательного аппарата встречается в 25 – 85% случаев, а по другим данным в 50% случаев.

Сколиотическая деформация позвоночника сочетается с различными неврологическими симптомами в начальные и отдаленные сроки заболевания, образуя различные варианты течения (подробнее в статье «Сколиотическая деформация позвоночника у больных сирингомиелией с началом в детском возрасте» Р.И. Давлетшина, Е.Г. Менделевич, журнал «Практическая медицина» №4, 2015 [читать]).

Нарушения чувствительности представлены чаще в виде «воротника», «куртки», «полукуртки». Они носят сегментарный – диссоциированный характер – доминируют расстройства болевой и температурной при относительной сохранности глубокой чувствительности.

Характерны безболевые ожоги и другие повреждения мягких тканей, которые наблюдаются у 15% больных и отмечаются преимущественно на руках. Расстройства болевой и температурной чувствительности связаны с разрушением серого вещества задних рогов, примыкающего к области центрального канала.

Повреждение спинального ядра тройничного нерва может приводить к выпадению болевой и температурной чувствительности в наружных сегментах лица. Нарушения глубокой чувствительности возникают в поздней стадии заболевания при больших поперечных размерах сирингомиелической кисты. Они относятся к проводниковым нарушениям и связаны с растяжением и компрессией задних столбов.

Двигательные расстройства имеют место у 60 – 85% больных. К ранним двигательным нарушениям относят атрофию мышц вследствие повреждения передних рогов. Поскольку образование полостей начинается в шейно-грудном отделе спинного мозга, первые амиотрофии обнаруживаются в мелких мышцах кисти.

Процесс может быть двусторонним с самого начала или развивается последовательно в каждой руке. В дальнейшем отмечается похудание мышц предплечья, плеча, плечевого пояса, верхних межреберных промежутков. В случае проводникового сдавления пирамидных путей в боковых столбах возникает нижний спастический парапарез. Функции тазовых органов нарушаются редко.

Трофические изменения кожи включают цианоз, гиперкератоз, гипергидроз.

Очень характерны трофические нарушения. Гипертрофия тканей может образовываться на половине тела, одной конечности или даже в языке. У 20% больных отмечаются артропатии.

Наиболее часто поражаются плечевой и локтевой суставы, реже – суставы кисти, височно-нижнечелюстной, грудино-ключичный и ключично-акромиальный. Типично отсутствие боли при грубейших костно-суставных изменениях (подробнее в статье «Сирингомиелическая остеоартропатия» Приезжева В.Н., Чехонацкая М.Л., Илясова Е.Б., Хмара Т.Г., Кондратьева О.А., Зуев В.В., Никольский Ю.Е., Комаров И.И.; Саратовский научно-медицинский журнал, №2, 2012 [читать]).

Клиническая картина СМ полиморфна, степень выраженности симптоматики колеблется от едва уловимой до выраженной (в некоторых случаях имеет место «бессимптомная СМ» – характеризуется наличием полости в спинном мозге, которая выявляется случайно при МРТ-исследовании по поводу других заболеваний и не имеет клинических проявлений, характерных для длительно существующей СМ; при этом отсутствие симптомов у данных пациентов не связано и с размерами полости). Наиболее отчетливый симптомокомплекс наблюдается при СМ на фоне кранио-вертебральных аномалий и в идиопатических случаях. При развитии кист (СМ-полостей) на фоне стеноза шейного отдела позвоночного канала или интрамедуллярных опухолей клинические проявления СМ могут быть выражены слабо, и маскироваться расстройствами, связанными с первичным патологическим процессом. При идиопатической СМ у 60% больных наблюдается хроническое, медленно прогрессирующее течение. У 25% пациентов эпизоды прогрессирования сменяются стационарным состоянием, а у 15% – болезнь не прогрессирует. Больные, как правило, длительно сохраняют трудоспособность. Обратите внимание: синдромы поражения спинного мозга (особенно при идиопатической СМ) развиваются часто на фоне дизрафического статуса: пороки развития кожи, подкожной клетчатки мышц, костей, внутренних органов, нервной системы и т.д. (подробнее).

Источник: https://laesus-de-liro.livejournal.com/335369.html

Прогрессирующий бульбарный паралич

Парез мягкого неба

Прогрессирующий бульбарный паралич — постепенно развивающееся нарушение функции бульбарной группы каудальных черепно-мозговых нервов, обусловленное поражением их ядер и/или корешков. Характерна триада симптомов: дисфагия, дизартрия, дисфония. Диагноз устанавливается на основании осмотра пациента.

Дополнительные обследования (анализ цереброспинальной жидкости, КТ, МРТ) проводятся для определения основной патологии, явившейся причиной бульбарного паралича. Лечение назначается в соответствии с причинным заболеванием и имеющимися симптомами.

Могут потребоваться неотложные мероприятия: реанимация, ИВЛ, борьба с сердечной недостаточностью и сосудистыми нарушениями.

Бульбарный паралич возникает при поражении расположенных в продолговатом мозге ядер и/или корешков бульбарной группы черепно-мозговых нервов. К бульбарным относятся языкоглоточный (IX пара), блуждающий (Х пара) и подъязычный (XII пара) нервы.

Языкоглоточный нерв иннервирует мышцы глотки и обеспечивает ее чувствительность, отвечает за вкусовые ощущения задней 1/3 языка, дает парасимпатическую иннервацию околоушной железы.

Блуждающий нерв иннервирует мышцы глотки, мягкого неба, гортани, верхних отделов пищеварительного тракта и дыхательных путей; дает парасимпатическую иннервацию внутренних органов (бронхов, сердца, ЖКТ). Подъязычный нерв обеспечивает иннервацию мышц языка.

В клинической неврологии различают острый и прогрессирующий бульбарный паралич, одно- и двусторонний характер поражения. Острый паралич возникает внезапно вследствие острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта в вертебробазилярном бассейне), нейроинфекции (полисезонного энцефалита, летаргического энцефалита и др.

), острой интоксикации, сдавления продолговатого мозга (гематомой, костным фрагментом при переломе 1-го шейного позвонка), дислокационного синдрома, развившегося в результате отека головного мозга и масс-эффекта.

Прогрессирующий бульбарный паралич отличается постепенным нарастанием симптоматики и наблюдается при различных прогрессирующих заболеваниях ЦНС.

Прогрессирующий бульбарный паралич

Поражение ядер бульбарных нервов в продолговатом мозге или их корешков на выходе из него является вторичным и представляет собой следствие различных по своему характеру и этиологии поражений ЦНС.

Прогрессирующий бульбарный паралич зачастую наблюдается при болезнях мотонейрона (амиотрофии Кеннеди, боковом амиотрофическом склерозе), инфекционных поражениях ЦНС (клещевом энцефалите, бульбарной форме полиомиелита, нейросифилисе), объемных процессах задней черепной ямки (опухолях мозжечка, глиомах, эпендимомах, метастатических опухолях мозга, туберкулеме, кистозных образованиях), демиелинизирующих заболеваниях (РЭМ, рассеянном склерозе).

Причиной бульбарного паралича может быть хроническая ишемия головного мозга, развившаяся вследствие атеросклероза или хронического сосудистого спазма при гипертонической болезни. К редким факторам, обуславливающим поражение бульбарной группы черепных нервов, относят краниовертебральные аномалии (в первую очередь, аномалию Киари) и тяжелые полиневропатии (синдром Гийена-Барре).

В основе клинических проявлений бульбарного паралича лежит периферический парез мышц глотки, гортани и языка, следствием которого являются нарушения глотания и речи.

Базовым клиническим симптомокомплексом выступает триада признаков: расстройство глотания (дисфагия), нарушение артикуляции (дизартрия) и звучности речи (дисфония). Нарушение проглатывания пищи начинается с затруднений при приеме жидкостей. За счет пареза мягкого неба жидкость из полости рта попадает в нос.

Затем, со снижением глоточного рефлекса, развиваются расстройства проглатывания и твердой пищи. Ограничение подвижности языка приводит к затруднению при пережевывании пищи и продвижении пищевого комка во рту.

Бульбарная дизартрия характеризуется смазанностью речи, отсутствием четкости в произношении звуков, из-за чего речь больного становится непонятна окружающим. Дисфония проявляется как осиплость голоса. Отмечается назолалия (гнусавость).

Характерен внешний вид пациента: лицо гипомимично, рот открыт, наблюдается слюнотечение, трудности с пережевыванием и проглатыванием пищи, ее выпадение изо рта.

В связи с поражением блуждающего нерва и нарушением парасимпатической иннервации соматических органов возникают расстройства дыхательной функции, сердечного ритма и сосудистого тонуса.

Это наиболее опасные проявления бульбарного паралича, поскольку зачастую прогрессирующая дыхательная или сердечная недостаточность обуславливают гибель пациентов.

При осмотре ротовой полости отмечаются атрофические изменения языка, его складчатость и неровность, могут наблюдаться фасцикулярные сокращения мышц языка. Глоточный и небный рефлексы резко снижены или не вызываются.

Односторонний прогрессирующий бульбарный паралич сопровождается свисанием половины мягкого неба и отклонением его язычка в здоровую сторону, атрофическими изменениями 1/2 языка, отклонением языка в сторону поражения при его высовывании.

При двустороннем бульбарном параличе наблюдается глоссоплегия — полная неподвижность языка.

Диагностировать бульбарный паралич неврологу позволяет тщательное изучение неврологического статуса пациента.

Исследование функции бульбарных нервов включает оценку скорости и внятности речи, тембра голоса, объема саливации; осмотр языка на наличие атрофий и фасцикуляций, оценку его подвижности; осмотр мягкого неба и проверку глоточного рефлекса.

Важное значение имеет определение частоты дыхания и сердечных сокращений, исследование пульса для выявления аритмии. Ларингоскопия позволяет определить отсутствие полного смыкания ых связок.

В ходе диагностики прогрессирующий бульбарный паралич необходимо отличать от псевдобульбарного паралича. Последний возникает при надъядерном поражении кортико-бульбарных путей, соединяющих ядра продолговатого мозга с церебральной корой.

Псевдобульбарный паралич проявляется центральным парезом мышц гортани, глотки и языка со свойственным всем центральным парезам гиперрефлексией (повышением глоточного и небного рефлексов) и повышением мышечного тонуса. Клинически отличается от бульбарного паралича отсутствием атрофических изменений языка и наличием рефлексов орального автоматизма.

Зачастую сопровождается насильственным смехом, возникающим в результате спастического сокращения мимической мускулатуры.

Кроме псевдобульбарного паралича, прогрессирующий бульбарный паралич требует дифференцировки от психогенной дисфагии и дисфонии, различных заболеваний с первично-мышечным поражением, обуславливающим миопатический парез гортани и глотки (миастении, миотонии Россолимо-Штейнерта-Куршмана, пароксизмальной миоплегии, окулофарингеальной миопатии). Необходимым является также диагностирование основного заболевания, повлекшего за собой развитие бульбарного синдрома. С этой целью проводится исследование цереброспинальной жидкости, КТ и МРТ головного мозга. Томографические исследования дают возможность визуализировать опухоли головного мозга, зоны демиелинизации, церебральные кисты, внутримозговые гематомы, отек головного мозга, смещение церебральных структур при дислокационном синдроме. КТ или рентгенография краниовертебрального перехода позволяют выявить аномалии или посттравматические изменения данной области.

Лечебная тактика в отношении бульбарного паралича выстраивается с учетом основного заболевания и ведущих симптомов.

При инфекционной патологии проводится этиотропная терапия, при отеке мозга назначаются противоотечные мочегонные препараты, при опухолевых процессах совместно с нейрохирургом решается вопрос об удалении опухоли или проведении шунтирующей операции для предупреждения дислокационного синдрома.

К сожалению, многие заболевания, при которых встречается бульбарный синдром, представляют собой прогрессирующий дегенеративный процесс, происходящий в церебральных тканях, и не имеют эффективного специфического лечения. В таких случаях осуществляется симптоматическая терапия, призванная поддержать жизненно важные функции организма.

Так, при выраженных дыхательных расстройствах производится интубация трахеи с подключением пациента к аппарату ИВЛ, при тяжелой дисфагии обеспечивается зондовое питание, при помощи вазоактивных препаратов и инфузионной терапии корректируются сосудистые нарушения. Для уменьшения дисфагии назначают неостигмин, АТФ, витамины гр.

В, глутаминовую кислоту; при гиперсаливации — атропин.

Прогрессирующий бульбарный паралич имеет весьма вариабельный прогноз. С одной стороны, пациенты могут погибнуть от сердечной или дыхательной недостаточности.

С другой стороны, при успешном лечении основного заболевания (например, энцефалита) в большинстве случаев пациенты выздоравливают с полным восстановлением глотания и речевой функции.

В связи с отсутствием эффективной патогенетической терапии, неблагоприятный прогноз имеет бульбарный паралич, связанный с прогрессирующим дегенеративным поражением ЦНС (при рассеянном склерозе, БАС и т. п.).

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/progressive-bulbar-palsy

Коррекционная работа при ринолалии

Парез мягкого неба

Как отличить парез (паралич) мягкого нёба от функциональной гнусавости?

Важно отграничить парез (паралич) мягкого неба от функциональной (привычной) гнусавости. Сделать это можно следующими способами:

— Ребенок широко открывает рот. Логопед (родитель) нажимает шпателем (черенком ложки) на корень языка. Если мягкое небо рефлекторно поднимается к задней стенке глотки, можно говорить о функциональной гнусавости, если же нёбо остается неподвижным, не остаётся сомнения, что гнусавость органического происхождения (парез, либо паралич мягкого неба).

— Ребенок лежит на спине и произносит какую-то фразу в этом положении. Если гнусавость исчезает, значит, можно предположить парез (паралич) мягкого неба (гнусавость исчезает вследствие того, что при положении на спине мягкое небо пассивно припадает к задней стенке глотки).

Устранение носового оттенка голоса с помощью массажа и упражнений

Для устранения носового оттенка голоса придётся немало потрудиться и ребёнку, и логопеду, и, конечно же, любящим родителям.

В первую очередь, надо будет активизировать мягкое нёбо, заставить его двигаться. Для этого понадобится специальный массаж. Если ребёнок слишком мал, массаж делают взрослые:

1) чистым, обработанным спиртом, указательным пальцем (подушечкой) правой руки, в поперечном направлении, производят поглаживание и растирание слизистой оболочки на границе твёрдого и мягкого нёба (в этом случае происходит рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба);

2) те же движения проделывают при произнесении ребёнком звука «а»;

3) произвести зигзагообразные движения по границе твёрдого и мягкого нёба слева – направо и в обратном направлении (несколько раз);

4) указательным пальцем произвести точечный и толчкообразный массаж мягкого нёба недалеко от границы с твёрдым нёбом.

Если ребёнок уже достаточно большой, то он может проделать все эти приёмы массажа сам: кончик языка прекрасно справится с этой задачей. Важно правильно показать, как всё это выполняется. Поэтому понадобится зеркало и заинтересованное участие взрослого.

Сначала массаж с помощью языка ребёнок делает при широко открытом рте, а затем, когда проблем с самомассажем уже не будет, он сможет выполнять его уже с закрытым ртом, и совершенно незаметно для окружающих.

Это очень важно, так как чем чаще будет выполняться массаж, тем скорее появится результат.

При выполнении массажа надо помнить, что у ребёнка можно вызвать рвотный рефлекс, поэтому не проводите массаж сразу после еды: между приёмом пищи и массажем должен быть хотя бы часовой перерыв. Будьте крайне осторожны, избегайте грубых прикосновений. Не делайте массаж, если у Вас длинные ногти: они могут поранить нежную слизистую оболочку нёба.

Кроме массажа, мягкому нёбу понадобится и специальная гимнастика. Вот несколько упражнений:

1) ребёнку даётся стакан с тёплой кипяченой водой и предлагается выпить её маленькими глоточками;

2) ребёнок полощет горло тёплой кипячёной водой маленькими порциями;

3) утрированное покашливание при широко открытом рте: на одном выдохе не менее 2-3-х покашливаний;

4) позёвывание и имитация позёвывания при широко открытом рте;

5) произнесение гласных звуков: «а», «у», «о», «э», «и», «ы» энергично и несколько утрированно, на так называемой «твёрдой атаке».

Восстановление дыхания

В первую очередь, необходимо устранить причины: провести соответствующие операции, избавиться от аденоидов, полипов, фибром, искривления носовой перегородки, воспалительного отёка слизистой носа при насморке и аллергическом рините, а уже потом, — восстановить правильное физиологическое и речевое дыхание.

Маленькому ребёнку бывает трудно, а порой и неинтересно выполнять упражнения просто по показу. Поэтому используйте игровые приемы, придумывайте сказочные истории, например такие:

«Проветриваем пещеру»

Язычок живёт в пещере. Как и любое помещение, её необходимо часто проветривать, ведь воздух для дыхания должен быть чистым! Есть несколько способов проветривания:

-вдохнуть воздух носом и медленно выдохнуть через широко открытый рот (и так не менее 5 раз);

-вдох ртом и медленный выдох через открытый рот (не менее 5 раз);

-вдох и выдох носом (не менее 5 раз);

-вдох носом, выдох ртом (не менее 5 раз).

«Вьюга»

Взрослый привязывает на ниточки кусочки ватки, свободные кончики ниток закрепляет на своих пальцах, таким образом, получается пять ниточек с ватными шариками на концах. Рука держится на уровне лица ребёнка на расстоянии 20 – 30 сантиметров. Малыш дует на шарики, они кружатся и отклоняются. Чем сильнее будут кружиться эти импровизированные снежинки, тем лучше.

«Ветер»

Проделывается аналогично предыдущему упражнению, но вместо ниточек с ваткой используется лист бумаги, нарезанный снизу бахромой (помните, когда-то такую бумагу прикрепляли на форточки, чтобы отпугивать мух?). Ребёнок дует на бахрому, она отклоняется. Чем более горизонтальное положение примут при этом полоски бумаги, тем лучше.

«Мячик»

У Язычка самая любимая игрушка- мячик. Он такой большой и круглый! С ним так весело играть! (Ребёнок как можно сильнее «надувает» щёки. Следите, чтобы обе щеки раздувались равномерно!)

«Мячик сдулся!»

После продолжительных игр, мячик у Язычка теряет свою округлость: из него выходит воздух. (Ребёнок сначала сильно раздувает щёки, а затем медленно выдыхает воздух через округлённые и вытянутые трубочкой губы.)

«Насос»

Мячик приходится надувать с помощью насоса. (Руки ребёнка выполняют соответствующие движения. Сам он при этом произносит часто и отрывисто звук «с-с-с-…»: губы растянуты в улыбке, зубы почти сжаты, а кончик языка упирается в основание нижних передних зубов. Воздух выходит изо рта сильными толчками).

«Язычок играет в футбол».

Язычок любит играть в футбол. Особенно ему нравится забивать голы с пенальти. (Поставить на противоположной от ребёнка стороне стола два кубика. Это — импровизированные ворота. Перед ребёнком на стол положить кусочек ватки.

Малыш «забивает голы», дуя с широкого языка, просунутого между губами на ватный тампон, стараясь «довести» его до ворот и попасть в них. Следите, чтобы щёки при этом не раздувались, а воздух струйкой стекал посередине языка.

)

При выполнении этого упражнения надо следить, чтобы ребёнок нечаянно не вдохнул в себя ватку и не подавился.

«Язычок играет на свирели»

А ещё Язычок умеет играть на свирели. Мелодия при этом почти не слышна, зато ощутима сильная струя воздуха, которая вырывается из отверстия свирели. (Ребёнок сворачивает из языка трубочку и дует в неё. Наличие струйки воздуха малыш проверяет на своей ладошке).

«Суок и ключик»

Ребёнок знает сказку «Три толстяка»? Если да, то он наверняка помнит, как девочка-гимнастка Суок играла на ключике замечательную мелодию. Ребёнок пробует это повторить. (Взрослый показывает, как можно свистеть в полый ключик).

Если ключика под рукой не окажется, можно использовать чистый пустой пузырёк (аптечный или из-под духов) с узким горлышком. При работе со стеклянными пузырьками надо быть крайне осторожными: края пузырька не должны быть отколотыми и острыми. И ещё: внимательно смотрите, чтобы ребёнок случайно не разбил пузырёк и не поранился.

В качестве дыхательных упражнений можно использовать и игру на детских музыкальных духовых инструментах: дудочке, губной гармошке, горне, трубе. А также надувание воздушных шариков, резиновых игрушек, мячей.

Все приведённые выше дыхательные упражнения должны выполняться только в присутствии взрослых! Помните, что при выполнении упражнений у ребёнка может закружиться голова, поэтому внимательно следите за его состоянием, и при малейших признаках усталости прекращайте занятие.

 Артикуляционные упражнения при ринолалии

При открытой и закрытой ринолалии бывает очень полезно выполнять артикуляционные упражнения для языка, губ и щёк. Часть этих упражнений вы можете найти на страницах нашего сайта в разделах «Классическая артикуляционная гимнастика», «Сказочные истории из жизни Язычка».

Вот ещё несколько. Они призваны активизировать кончик языка:

1) «Лиана»: свесить длинный узкий язык вниз, к подбородку, удерживать в таком положении не менее 5 секунд (повторить упражнение несколько раз).

2) «Удав»: медленно высунуть длинный и узкий язык изо рта (проделать упражнение несколько раз).

3) «Язык удава»: длинным и узким языком, высунутым как можно больше изо рта, проделать несколько быстрых колебательных движений из стороны в сторону (от одного угла рта до другого).

4) «Часики»: рот широко открыт, узкий язык совершает круговые движения, как стрелка часов, касаясь при этом губ (сначала в одну, а потом в другую сторону).

5) «Маятник»: рот открыт, узкий длинный язык высунут изо рта, и двигается из стороны в сторону (от одного угла рта до другого) под счёт «раз – два».

6) «Качели»: рот открыт, длинный узкий язык то поднимается вверх, к носу, то опускается вниз, к подбородку, под счёт «раз – два».

7) «Укол»: узкий длинный язык изнутри надавливает то на одну, то на другую щёку.

Так же можно разнообразить артикуляционную гимнастику

ГАСТРОНОМИЧЕСКИ-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

  1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
  2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.
  3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!
  4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
  5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
  6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
  7. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.
  8. Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.
  9. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.

Источник: https://logosha.com/stati/korrekcionnaya-rabota-pri-rinolalii.html

Кабинет Артролога
Добавить комментарий